Процедура чарджбэк (chargeback)
Как известно, система оплаты товаров и услуг посредством банковских карт отлично себя зарекомендовала и прочно закрепилась на территории нашей страны и во всем мире в целом. Конечно, оплачивать покупки подобным образом очень удобно, данная возможность позволяет гражданам совершать покупки, не выходя из дома, однако наряду со всеми положительными аспектами есть и негативная сторона. В первую очередь граждане не всегда могут быть уверены в добросовестности продавцов, которым они переводят свои средства.
Встречаются ситуации, когда покупателей могут обмануть и путем мошеннических действий продавец может присвоить себе денежные средства, также у граждан может возникнуть желание вернуть товар по причине его неисправности. Именно для подобных ситуаций представители платежных систем создали такую процедуру, как чарджбэк. Данная система защищает граждан от неправомерных действий мошенников, а также от иных обстоятельств, при которых граждане могут лишиться своих денег.
Еще одной проблемой является тот факт, что зачастую граждане нашей страны не имеют достаточных знаний в финансовой сфере, что дает злоумышленникам дополнительную возможность на кражу денежных средств.
В данной статье мы рассмотрим процедуру чарджбэк, обратим внимание на все нюансы данной системы, на необходимый пакет документов, а также в каких случаях граждане могут рассчитывать на полный возврат денежных средств. Помимо всего прочего укажем на то, к кому обращаться за помощью в подобной ситуации.
Если после оплаты какого-либо товара выяснилось, что продавец оказался мошенником и присвоил себе все деньги или если после покупки товара путем безналичного расчета в нем обнаружился брак, но вы не знаете, как действовать в подобных ситуациях, вы можете обратиться за помощью к специалистам нашей компании. В ходе первичной консультации эксперт, проанализировав вашу ситуацию, укажет на необходимые документы для осуществления процедуры чарджбэк, а также предложит наиболее грамотный алгоритм действий для получения денег обратно. Связаться с нами вы можете в наиболее подходящее вам время: +7 800 500 3961 и +7 499 110 4133.
Процедура возврата денежных средств
Основное понятие
Говоря о самом понятии «чарджбэк», оно переводится с английского языка как «возврат платежа». Именно с таким смыслом данная процедура используется в современной банковской практике оплаты товаров и услуг посредством банковских карт. Говоря на понятном для каждого гражданина языке, можно сказать, что данная процедура даёт возможность вернуть денежные средства без обращения в судебный орган.
Данная процедура применяется только при обращении гражданина в банк с указанием на то, что денежные средства с карты были сняты путем мошеннических действий или при покупке некачественного товара. В таком случае банк, который получил денежные средства, может вернуть их обратно покупателя, а может и отказать в возврате средств.
Каждый гражданин может обратиться в банк за подобной процедурой в следующих случаях:
· если произошла какая-то техническая ошибка и денежные средства были украдены со счёта посредством мошеннических действий;
· если после покупки какого-либо товара в нём обнаружился заводской брак, но магазин, в котором данная техника приобреталась, отказывается в урегулировании спора;
· если организация, которая должна была продать какой-либо товар или услугу обанкротилась;
· проданный товар или услуга не соответствует заявленным ранее характеристикам;
· если с карты была списана сумма больше стоимости товара;
· по технической ошибке оплата была произведена несколько раз;
· если после оплаты товара вы его не получили;
Важно понимать, что для осуществления данной процедуры возврата денежных средств покупатель должен иметь веские доказательства, которые он может предоставить банку для подтверждения своих слов.
Также следует заметить, что в ряде случаев банк может отказать в процедуре чарджбэк. К подобным ситуациям можно отнести:
· передачу кода из специального SMS недобросовестным гражданам;
· предоставление банковской карты в использование другому гражданину;
· перевод денежных средств за какие-либо товары на карту другого пользователя, который не является представителем какого-либо официального бизнеса;
Если у вас возникли какие-либо вопросы касательно данной процедуры, а также, в каких случаях данная процедура может быть применена, а в каких гражданам могут отказать, и придётся решать проблему самостоятельно, вы можете задать их в ходе бесплатной первичной консультации с юристом в нашей компании. Эксперт внимательно изучит вашу ситуацию, ответит на все ваши вопросы, а затем предложит наиболее удобный для вас сценарий действий. Связаться с адвокатами нашей компании вы можете в наиболее удобное для вас время: +7 800 500 3961 и +7 499 110 4133.
Процедура возврата денежных средств
Первым делом необходимо понять, что данная процедура регулируется следующими пунктами:
· правилами международных систем оплаты товаров и услуг;
· ФЗ РФ №161, который регламентирует защиту прав потребителей;
· пунктами договора, который заключается между банком и клиентом. В данном документе должны быть указаны условия возврата денежных средств в подобных ситуациях;
Далее рассмотрим алгоритм действий при обращении за данной процедурой:
· первым делом необходимо обратиться в свой банк и составить соответствующий документ в письменном виде. В документе указывается точный номер транзакции, полная сумма денежных средств, дата приобретения, а также причина обращения. При себе желательно иметь чек, предоставленный продавцом, номер отслеживания посылки, а если товар приобретался в интернете можно приложить скриншот оплаченного заказа, а также возможные сообщения продавца;
· после подачи заявления, банк регистрирует его, после чего документу присваивается определенный номер. В результате заявление передается в МПС с указанием о желании клиента вернуть списанные деньги;
· в подобной ситуации МПС выступает в роли посредника, который передает претензию банку продавца, он же банк-эквайер. А если ситуация имеет наивысшую степень сложности, МПС принимает заключительное решение, посредством обращения в судебный орган;.
· В свою очередь банк-эквайер, получив сведения о желании клиента вернуть денежные средства, направляет соответствующий запрос продавцу с требованием разъяснить данную ситуацию;
· Далее продавец предоставляет объяснения в письменном виде о предоставленных услугах или о проданном товаре, а также о сроках продажи;
· в конечном счете, банк принимает окончательное решение вернуть денежные средства гражданину или отказать;
· встречаются ситуации когда гражданин имеет на руках доказательства, которые в полной мере доказывают факт мошенничества со стороны продавца, а также в ряде случаев продавец может игнорировать запросы МПС, в результате чего списание денежных средств производится со счёта продавца без его ведома;
Как показывает практика специалистов нашей компании, большая часть продавцов, которые работают официально, без каких-либо мошеннических действий, хотят решить вопрос подобного характера мирным путем посредством рефанд-метода. Суть данного метода заключается в том, что продавец возвращает все деньги покупателю без каких-либо заявлений в банк со стороны покупателя и обращений в МПС. Как правило, в подобной ситуации причины возникновения спорных вопросов непреднамеренны:
· техническая ошибка в платежной системе;
· фактическое отсутствие товара в наличии;
· ошибка работников при проведении платежа;
Если вы не знаете, как происходит процедура инициации чарджбэка, вы можете обратиться за помощью к экспертам нашей компании. Специалист готов в любое время ответить на все ваши вопросы, а также подсказать, как действовать в подобной ситуации и куда обращаться. Также при необходимости юрист нашей компании поможет составить грамотное заявление при обращении в банк. Обратиться за бесплатной юридической консультацией вы можете в любое время: 8(499) 444-09-17.
Сроки обращения за процедурой
Согласно требованиям МПС, максимальный срок обращения в банк за процедурой чарджбэка составляет 540 дней с момента оплаты своей покупки. Конечно, необходимо принимать во внимание тот факт, что подготовка документов для подобной процедуры может занять определенное время.
Помните, что каждая система оплаты услуг имеет свои требования к срокам возврата платежа по системе чарджбэк.
Следует заметить, что на каждый этап данной процедуры также отводится определенное количество дней:
· банк клиента, в который он подает соответствующее заявление, имеет 30-45 дней на передачу данного заявления в МПС;
· в течение 35-40 дней банк-эквайер должен дать аргументированный ответ на предоставленную МПС претензию;
· в случае если банк-эквайер ответил отказом, банк-эмитет может повторно отправить претензию на возврат средств;
· если дело дошло до судебного разбирательства, процесс может затянуться на несколько месяцев;
Если у вас возникли какие-либо вопросы касательно сроков подачи документов на возврат денежных средств по системе чарджбэк, вы можете задать их в ходе бесплатной первичной консультации с юристом нашей компании: +7 800 500 3961 и +7 499 110 4133.
Необходимый пакет документов
Особое внимание также следует уделить необходимому пакету документов для подачи заявления на процедуру чарджбэк. Помните, что без данных документов банк может отказать в принятии заявления. К подобным документам можно отнести:
· паспорт гражданина РФ;
· заявление, в котором указывается номер счёта, реквизиты карты, дата покупки, сумма и причина обращения;
· также следует предоставить договор об оказании услуг;
· история операций по вашей карте;
· документы, подтверждающие факт доставки товара;
· описание и характеристику товара или предоставленных услуг при их несоответствие действительности;
· при необходимости можно сделать фотографии или видео товара с фиксацией различных дефектов;
· документ, подтверждающий оплату, к ним можно отнести различные чеки, квитанции об оплате или выписки;
· возможные переписки с продавцом;
Если у вас возникли какие-либо вопросы касательно необходимого пакета документов, которые следует предоставить в банк при подаче заявления на процедуру чарджбэк, а также вопросы касательно составления заявления в банке, вы можете обратиться за помощью к специалистам нашей компании. Эксперт с радостью ответит на все ваши вопросы: +7 800 500 3961 и +7 499 110 4133.